Устойчивые сочетания
Фразеологизмы называют
ещё устойчивыми сочетаниями. Ведь слова в них «устоялись», «срослись» друг с
другом, и их нельзя заменить. Например, можно сказать «как с гуся вода», но
нельзя «как с утки вода», или «горе луковое», а не «горе чесночное» и т.д.
Если вы захотите
украсить своё высказывание фразеологизмом, то помните, что его нужно
произносить точно, иначе утратится смысл изречения. Откуда же приходят к нам
фразеологизмы? Как они возникают? Почему мы так говорим? Ответ дают
исторические толкования.
«Бить баклуши – бездельничать,
заниматься пустяками».
Это выражение появилось
на Руси в те времена, когда баклушей называлась деревянная чурка (заготовка),
из которой потом вырезали ложки, посуду и другие деревянные изделия. Колоть или
бить баклуши из липового дерева считалось лёгким делом. Отсюда бить баклуши –
заниматься пустяками.
«Зарубить на носу – уяснить и запомнить
крепко-крепко».
На первый взгляд
кажется, что так говорят не без жестокости: неприятно делать зарубки на
собственном лице. На самом деле слово «нос» когда-то обозначало не только орган
обоняния, но и дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди носили
с собой такие дощечки, на которых зарубками делали всевозможные заметки.
«Спустя рукава – работать небрежно,
неохотно, лениво».
На Руси раньше носили
длинные рукава, которые засучивали перед работой, а после работы опускали,
чтобы согреться. Спущенные рукава мешали работе.
«Канитель тянуть – медлить, мешкать».
В старину медные,
золотые и серебряные нити для вышивания изготавливали вручную. Для этого
металлы (золото, серебро и медь) раскаляли и осторожно клещами вытягивали из
них проволоку, которая называлась канителью. Эта работа была очень медленной. Так
и появилось устойчивое сочетание – канитель тянуть.
Как видите, многие
фразеологизмы пришли к нам из древности. Поэтому сейчас мы не всегда можем
правильно растолковать их смысл. Но на помощь нам приходят словари. Существуют
особенные словари – фразеологические. В них собраны многочисленные устойчивые
обороты, устаревшие и современные, объясняется их значение, а в некоторых
случаях и происхождение. Специально для младших школьников разработана увлекательная
компьютерная программа по изучению фразеологизмов.
Фразеологизмы в стихах
Сели
на шею
Мне мама сказала,
Что папочку я не жалею,
Что я ему будто - бы села на шею.
Но если мне, мамочка, и постараться,
На шею к нему будет трудно взобраться.
Америку
открыл
В дневнике сегодня двоечка опять.
Как родителям своим дневник мне показать?
- Есть хороший выход!- верный друг сказал.-
- Заяви родителям: Дневник, мол, потерял.
Ха! Помог, дружище, Америку открыл!
Да сто раз об этом я им говорил!
Дал
сдачи
Я уборку маме делать помогаю.
Хлеб, сметану в магазине покупаю.
И подарок сам вчера купил Андрейке,
Сдачу маме отдаю я до копейки.
А сегодня сдачи дал я забияке.
(Он затеял во дворе со мною драку.)
Убегал под смех девчонок без оглядки,
Так летел «смельчак», что лишь сверкали пятки.
Насолила
Понарошку мне сестрёнка
Суп пересолила.
Но в долгу я не осталась.
Вот так отплатила:
Постаралась насолить
Ей я в воскресенье:
Перемазала горчицей
Я её печенье.