Детская библиотека

Блог Центральной детской библиотеки им А.П. Гайдара
Наш адрес: Минская область, г.Борисов, ул. Чапаева, д. 3

вторник, 18 июня 2013 г.

Грамматика

вторник, июня 18, 2013
0

Устойчивые сочетания


Фразеологизмы называют ещё устойчивыми сочетаниями. Ведь слова в них «устоялись», «срослись» друг с другом, и их нельзя заменить. Например, можно сказать «как с гуся вода», но нельзя «как с утки вода», или «горе луковое», а не «горе чесночное» и т.д.
Если вы захотите украсить своё высказывание фразеологизмом, то помните, что его нужно произносить точно, иначе утратится смысл изречения. Откуда же приходят к нам фразеологизмы? Как они возникают? Почему мы так говорим? Ответ дают исторические толкования.


«Бить баклуши – бездельничать, заниматься пустяками».



Это выражение появилось на Руси в те времена, когда баклушей называлась деревянная чурка (заготовка), из которой потом вырезали ложки, посуду и другие деревянные изделия. Колоть или бить баклуши из липового дерева считалось лёгким делом. Отсюда бить баклуши – заниматься пустяками.

«Зарубить на носу – уяснить и запомнить крепко-крепко».

На первый взгляд кажется, что так говорят не без жестокости: неприятно делать зарубки на собственном лице. На самом деле слово «нос» когда-то обозначало не только орган обоняния, но и дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди носили с собой такие дощечки, на которых зарубками делали всевозможные заметки.

«Спустя рукава – работать небрежно, неохотно, лениво».

На Руси раньше носили длинные рукава, которые засучивали перед работой, а после работы опускали, чтобы согреться. Спущенные рукава мешали работе.

«Канитель тянуть – медлить, мешкать».


В старину медные, золотые и серебряные нити для вышивания изготавливали вручную. Для этого металлы (золото, серебро и медь) раскаляли и осторожно клещами вытягивали из них проволоку, которая называлась канителью. Эта работа была очень медленной. Так и появилось устойчивое сочетание – канитель тянуть.
Как видите, многие фразеологизмы пришли к нам из древности. Поэтому сейчас мы не всегда можем правильно растолковать их смысл. Но на помощь нам приходят словари. Существуют особенные словари – фразеологические. В них собраны многочисленные устойчивые обороты, устаревшие и современные, объясняется их значение, а в некоторых случаях и происхождение. Специально для младших школьников разработана увлекательная компьютерная программа по изучению фразеологизмов.

Фразеологизмы в стихах


Сели на шею

Мне мама сказала,
Что папочку я не жалею,
Что я ему будто - бы села на шею.
Но если мне, мамочка, и постараться,
На шею к нему будет трудно взобраться.

Америку открыл

В дневнике сегодня двоечка опять.
Как родителям своим дневник мне показать?
- Есть хороший выход!- верный друг сказал.-
- Заяви родителям: Дневник, мол, потерял.
Ха! Помог, дружище, Америку открыл!
Да сто раз об этом я им говорил!

Дал сдачи

Я уборку маме делать помогаю.
Хлеб, сметану в магазине покупаю.
И подарок сам вчера купил Андрейке,
Сдачу маме отдаю я до копейки.
А сегодня сдачи дал я забияке.
(Он затеял во дворе со мною драку.)
Убегал под смех девчонок без оглядки,
Так летел «смельчак», что лишь сверкали пятки.

Насолила

Понарошку мне сестрёнка
Суп пересолила.
Но в долгу я не осталась.
Вот так отплатила:
Постаралась насолить
Ей я в воскресенье:
Перемазала горчицей
Я её печенье.



0 коммент.:

Отправить комментарий