Детская библиотека

Блог Центральной детской библиотеки им А.П. Гайдара
Наш адрес: Минская область, г.Борисов, ул. Чапаева, д. 3

четверг, 27 декабря 2012 г.

Могучий невидимка

четверг, декабря 27, 2012
0

К моим соседям на зимние каникулы прилетел племянник из Америки – 9 летний мальчик Майкл. Кто бы мог подумать, что для меня это событие обернётся самым настоящим приключением! Но обо всём по порядку…
Прихожу я на днях домой, а в гостиной на диване сидит…человек в красно-белой куртке и таком же колпаке. «Не помню, чтобы мы артистов приглашали», - подумала я и обратилась к гостю:
- Здравствуйте, уважаемый! Кто вы и как сюда попали?
- Охо-хо! А вы меня разве не узнали?! Стыдно, барышня! Я же Санта-Клаус, прилетел поздравить Майкла. Кстати, а где он?
И тут я поняла – передо мной настоящий Санта, просто ошибся квартирой.
Соседей дома не оказалось, поэтому я предложила заморском гостю временно расположиться у меня. Угостила шоколадным мороженым. И мы разговорились.
Без чего мы жить не можем?
Санта-Клаус стал рассказывать о том, как он добирался из далёкой Лапландии.
- Моя упряжка с оленями летит по небу очень быстро, ведь мне надо успеть раздать подарки всем послушным детям, - начал Санта.
Похоже, на моём лице было явное недоверие, потому, что Санта вдруг воскликнул:
- Не верьте тем, кто утверждает, что у меня не хватит времени побывать у всех детей в мире!
И что в моей упряжке не поместится столько подарков! Смейтесь над умниками, которые уверяют, что мои олени не могут летать с такой большой скоростью, потому, что они сгорели бы в атмосфере! На всё это я могу ответить только одно: законы вашей физики в нашем волшебном измерении не работают! И то, что я прилетел сюда по воздуху, тому подтверждение…
В то время с прогулки вернулись бабушка и мой шестилетний сын Алёша. Он услышал конец разговора.
- Вы летаете?! По воздуху? – (Алёша способен без остановки задать сотню вопросов.) – А что такое воздух? А почему я не могу летать?
- Воздух есть везде, где бы мы ни находились, - с готовностью начал рассказывать Санта. – Без него мы не сможем дышать. Планета Земля со всех сторон окружена слоем воздуха. Эта газовая оболочка называется атмосферой.
- А воздух? Из чего он сделан? – не успокаивался Алёша.
- Воздух содержит смесь газов. Больше всего в нём азота, ещё есть кислород, углекислый газ, а также немножко аргона, неона, гелия, водорода. Интересно, что с каждым газом отдельно, даже кислородом, мы дышать не сможем, нам нужна именно их смесь! Состав воздуха может меняться: например, в крупных городах содержание углекислого газа выше, чем в лесах. Кроме того, воздух содержит водяные пары. Чистый воздух прозрачен. Он не имеет запаха, вкуса и цвета. Зато имеет вес. Если ты положишь на одну чашу чутких весов надутый шарик, а на другую пустой, то убедишься, что полный тяжелее. А ещё воздух легче воды, поэтому надувные круги и игрушки не тонут. И это далеко не все свойства воздуха, - хитро улыбнулся Санта-Клаус. – При охлаждении воздух сжимается, при нагревании – расширяется. И мой подарок поможет тебе убедится в этом.
Санта вынул из мешка весы и два шарика.
- Давай, Алёша, проведём опыт: не надувая воздушный шарик, надень его на пустую пластмассовую бутылку. Положи её на 15 минут в морозику или вынеси на балкон. Теперь, когда бутылка охладилась, нижнюю её часть наполовину погрузи в кастрюлю с горячей водой. Что происходит?  
- Ой! Шарик поднимается над горлышком бутылки! – радостно закричал Алёша.
- Это воздух наполнил шарик. Как думаешь, почему? – спросил Санта.
Алёша задумался.
- Наверно, потому, что тёплый воздух поднимается, а холодный опускается. Об этом я узнал из мультика «Почемучки».

Первые полёты
От разговоров о свойствах воздуха Санта с Алёшей постепенно перешли к беседе о полётах.
- Люди всегда мечтали о полётах, - сказал Санта-Клаус, - и во все времена пытались сделать машину, которая могла бы парить в воздухе, как птица. Ещё 500 лет назад великий итальянский художник и учёный Леонардо да Винчи разработал конструкцию первых летательных аппаратов – воздушного шара, вертолёта, дирижабля и парашюта. К сожалению, прошло около четырёхсот лет, прежде чем гениальные догадки Леонардо нашли своё воплощение.
Первый полёт совершили братья Монгольфье из Франции в 18 веке.
- А я знаю! Я узнал об этом из мультика про фиксиков, - оживился Алёша. – Братья изобрели воздушный шар и поднялись на нём в небо.
- Да, они знали, что любой предмет взлетает, если он легче воздуха, и что тёплый воздух легче холодного. В те времена не было газовых горелок, поэтому воздух в шаре нагревали, сжигая солому.
А первый полёт на управляемом аппарате с двигателем, который был тяжелее воздуха, совершили братья Уилбур и Орвил Райт 110 лет тому назад. После этого люди начали строить самолёты, а потом и осваивать космос.
В этот момент в дверь позвонили соседи, которые нашли у себя в почтовом ящике нашу записку о необычном госте. Санта-Клаус был вынужден попрощаться с нами, ведь ему надо было успеть поздравить Майкла и других детей. 

Ольга Новожилова

0 коммент.:

Отправить комментарий